ИСТОРИЯ современных разведывательных подразделений корпуса морской пехоты США началась в годы Второй мировой войны. В 1942 году в Куатико, штат Вирджиния, появилось первое подразделение, специально сформированное для проведения амфибийных разведывательных действий. Новое подразделение называлось группой наблюдения и состояло из двух офицеров и двадцати морских пехотинцев. В то время их основной задачей была подготовка вторжения в Северную Африку.

К 1943 году подразделение было развернуто в амфибийную разведывательную роту, которую на подводных лодках перебросили на Тихий океан. Целью разведчиков был Апанама Аттол, являвшийся удобной морской базой. 20 ноября после полуночи разведывательные команды перебрались через коралловые рифы прибрежной полосы острова и начали вести наблюдение за японскими подразделениями, находившимися на острове. По мере продвижения в глубь вражеских позиций на острове они были обнаружены и обстреляны.Завязался бой. Один разведчик был убит.Но остальным удалось захватить остров, расчистив дорогу крупному морскому десанту.

После нескольких успешных операций на соседних островах на базе роты был развернут амфибийный разведывательный батальон, который состоял из двадцати офицеров и 270 солдат и сержантов. Подразделения этого батальона вели разведку побережья и обеспечивали высадку десанта. В частности, они действовали на Иво Джима в феврале 1945 года, а еще через месяц обеспечивали высадку десанта на Окинаву.

Вторым разведывательным подразделением корпуса МП США было так называемое подразделение специальной службы № 1,которое также действовало во время войны на юго-западе Тихого океана. В состав подразделения, помимо морских пехотинцев, входили австралийцы и партизаны оккупированных Новой Гвинеи и Новой Британии. Прибывая к берегам противника на первобытных каноэ, пробираясь сквозь непроходимые джунгли, разведчики добывали ценную информацию о противнике, которая давала командованию возможность четко определить направление главного удара.

ВО ВРЕМЯ корейской войны разведчики морской пехоты действовали совместно с командами подводных подрывников. В нескольких случаях их совместным командам удавалось проникать в тыл противника на большую глубину, разрушать мосты, тоннели и железные дороги. В 1951 году разведчики МП высадили первый в истории морской пехоты США вертолетный десант.

Но так же, как и во время войны на Тихом океане, действия разведки МП ограничивались в основном ближним патрулированием в интересах охраны баз.
После войны в Корее корпус направил разведчиков морской пехоты для прохождения курса воздушно-десантной подготовки в форт Бенинг, штат Джорджия. Это позволило к 1958 году сформировать две команды разведчиков, отвечавшие требованиям того времени. Задачи сформированных 1-й и 2-й рот силовой разведки заключались в выполнении разведывательных заданий на удалении до ста километров.

Каждая рота состояла из разведывательных команд, которые специализировались на выходе в тыл противника морским путем, десантировании с парашютом и команд парашютистов-следопытов, которые получали задачу по обеспечению высадки воздушных десантов на указанной площадке.
В новые подразделения отбирали только лучших, их было не более 20% из всех желающих. В ходе отбора кандидаты сдавали зачет по бегу, плаванию, проходили тесты, определяющие степень психологической устойчивости кандидатов.

Зачисленные в роты бойцы проходили обучение по специальной программе, которая включала в себя способы ведения разведки, проведение воздушно-десантных и подводных операций, минно-подрывное дело, а также навыки противодействия при попадании в плен и организацию побега из плена. Тренировки включали в себя марш-броски на 18 миль, выход на поверхность из заглубленной подводной лодки, а также плавание на 8 миль.

В начале шестидесятых в составе ВМС США были сформированы первые команды флотского спецназа, известные как SEALs. В результате значительная часть задач, которые разведчики морской пехоты считали своими, была передана “тюленям”. Это создало некое соперничество между разведкой МП и SEALs. Оно продолжается и поныне.
В 1962 году взвод первой роты силовой разведки участвовал в подготовке вторжения на Кубу в ходе Карибского кризиса.
КОГДА морские пехотинцы высадились в 1965 году во Вьетнаме, разведчики обеспечивали их действия. Там разведка МП выполняла задачи дальнего патрулирования, проводя так называемые “жалящие операции”. Обычно патруль состоял из семи человек.

Несколько позже разведчики МП стали взаимодействовать с секретным подразделением ЦРУ с ничего не говорящим названием — группа обучения и наблюдения. На самом деле эта группа — детище Роберта Макнамары, занимавшего в то время пост министра обороны США. Группа обучения и наблюдения занималась подготовкой и проведением специальных операций. Оперативники SOG, как и группы силовой разведки, “тюленей”, “зеленых беретов” или коммандос ВВС, забрасывались для ведения разведки и организации диверсий на территории Северного Вьетнама, Комбоджи и Лаоса.

Разведчики МП кроме того проводили обучение подразделений Южного Вьетнама противопартизанской борьбе, тактике предотвращения просачивания противника и другим приемам нетрадиционной войны. Они занимались вербовкой и подготовкой граждан Северного Вьетнама для организации повстанчества на территории противника. Для этого разведчики переодевались в гражданскую одежду, тщательно скрывая свою принадлежность к ВС США.

После того как группа обучения и наблюдения была расформирована, небольшие команды силовой разведки морской пехоты численностью до 4 человек продолжали совершать глубокие рейды на территорию противника для сбора разведывательной информации, удаляясь иногда до 300 миль. Встречая на своем пути небольшие группы противника, разведчики, как правило, уничтожали их внезапным нападением из засады. Продолжительность пребывания в тылу составляла обычно 5-6 дней.
Во Вьетнаме группы крайне редко десантировались с парашютом. Основным способом вывода групп в тыл противника, а также их эвакуации стали вертолеты.
Разведчики МП почти не действовали на водных коммуникациях Вьетнама, оставив это для спецназа ВМС.

Всего во Вьетнаме постоянно действовало до 40 разведывательных групп корпуса морской пехоты. За время вьетнамской войны они совершили 2200 разведывательных выходов и приняли участие во многих известных операциях. Последний морской пехотинец покинул Вьетнам в 1971 году.

Структура

В 70-80-х годах прошлого века в структуре разведывательных подразделений МП произошли определенные изменения. Были созданы взводы глубинной разведки численностью 23 человека. Основным разведывательным органом по-прежнему оставались команды численностью 4 человека. Когда в 1976 году в соответствии с федеральным законом начала реализовываться программа освобождения заложников, спецслужбы и спецподразделения сухопутных сил ВС США были усилены. Некоторые части разведки МП получили новые задачи прямого воздействия. В 1977 году снайперы вновь вошли в состав корпуса морской пехоты. В октябре 1983 года разведподразделения МП принимали участие во вторжении на Гренаду, а в 1989 году — на Панаму. В 1990-м разведчики морской пехоты действовали в ходе войны в Заливе.

Разведчики из состава 1-й разведывательной роты первыми высадились в Кувейте. Они вели наблюдение за подразделениями противника в прифронтовой полосе. Находя бреши в линии обороны иракцев, проникали в их ближний тыл и захватывали языков. Всего в этой операции они захватили 238 пленных.
Разведчики КМП принимали участие в операциях в Сомали, где вели разведку и обеспечивали безопасность во время вывода американских подразделений, были задействованы в миротворческих акциях ООН в Сербии.

В РЕЗУЛЬТАТЕ разработки новой военной доктрины в корпусе морской пехоты произошел ряд очередных преобразований. К 2004 году подразделения силовой разведки стали действовать в интересах экспедиционных формирований МП, способных проводить спецоперации. Таких формирований в составе корпуса всего семь. В составе первых экспедиционных сил, предназначенных для действий в западной части Тихого океана — три. В составе вторых экспедиционных сил, предназначенных для действий в средней части Атлантики, также три. В зону их интересов также входят страны Средиземноморья.

Третьи экспедиционные силы находятся на Окинаве и в их составе 1 формирование.
В состав экспедиционных сил морской пехоты, действующих на том или ином океане, входят также дивизия МП, авиакрыло МП и группа сил поддержки и обслуживания.
Экспедиционные формирования морской пехоты (MEU) являются самым маленьким воздушно-наземным тактическим формированием корпуса морской пехоты. В их состав входит около 2100 морских пехотинцев и моряков. Экспедиционные формирования морской пехоты состоят из боевого наземного элемента (БНЭ), боевого воздушного элемента (БВЭ) и элемента боевой поддержки и обеспечения (ЭБПО).

В состав наземного элемента входит батальонная десантная команда в составе батальона МП, усиленного артиллерий, амфибийные десантные транспортеры, легкобронированные разведывательные машины, танковый, инженерный и разведывательный взводы дивизии. Авиационный боевой элемент представлен обычно усиленным средним вертолетным эскадроном, который включает в себя вертолеты: CH-47 “Чинук” — 12; СН-53— 4;UH-1N “Ирокез” — 3; АН-1W “Кобра” — 4. Он может быть усилен авиакрылом в составе шести истребителей-бомбардировщиков AV-8в “Харриер”. Также в состав БВЭ входят подразделения ПВО, состоящие из отряда авиаконтроля, шести самолетов ПВО “Эвенджер” и легкого отряда ПВО.

ЭБПО занимается обеспечением выполнения боевых задач воздушным и наземным элементами. Он включает в себя специалистов в различных областях обеспечения и поддержки. Все элементы обычно размещаются на борту трех кораблей ВМС США, входящих в состав амфибийной группы повышенной готовности. Корабли такой группы обычно концентрируются вокруг десантного вертолетоносца. Эти группы способны доставить силы и средства MEU в любую точку мирового океана для экстренного размещения и проведения специальных операций в течение шести часов после получения приказа. В зависимости от погодных условий десантирование может осуществляться как морским, так и воздушным путем.

Экспедиционные формирования способны самостоятельно проводить силовые операции, операции не боевой эвакуации, операции по усилению наземных сил, операции обеспечения безопасности или гуманитарные операции. Они могут захватывать порты и аэродромы, вести радиоразведку и контрразведку.
С 2004 года в составе разведки КМП четыре подразделения силовой разведки, которые базируются в Кэмп Пинделтоне, Кэмп Лежуене, Мобайле и на Гонолулу. Рота глубинной разведки базируется на Окинаве.

Состав

Разведывательные подразделения представлены двумя разведывательными батальонами, которые дислоцируются в Кэмп Лежуене и в Кэмп Батлере.
Задачи разведки распределяются между батальонами и ротами силовой разведки следующим образом. Разведорганы, высылаемые батальонами, ведут разведку в передовой полосе дивизии морской пехоты на глубину до 10 километров. Роты силовой разведки ведут разведку на глубину от 10 километров и далее, а также осуществляют диверсии в районе своих действий.
РОТА силовой разведки состоит из 200 человек. Поскольку категория ее командира приравнивается к категории командира батальона, ротой командует подполковник. В управление роты входит его заместитель — майор и главный сержант.