Вертолеты UH-1
История создания,модификации,конструкция.
Боевое применение.

Успех аппаратов Bell UH-1A/B "Iroquois" убедительно доказал, что в базовой конструкции этих вертолетов было мало ошибок.
Специально выделенный вертолет UH-1A/B непрерывно дорабатывался и оснащался все более мощными двигателями.
В начале 1960г. фирма Bell предложила усовершенствованный вариант конструкции вертолета Model 204 с более длинным фюзеляжем,
дополнительным местом в кабине, обеспечивавшим размещение пилота и 14 военнослужащих, или шести носилок, или до 1814кг груза.
В июле 1960г. армия США заключила с фирмой Bell контракт на поставку семи таких вертолетов для испытаний. Они имели армейское обозначение YUH-1D,
а производителем были обозначены как Bell Model 205.
Первый из этих вертолетов поднялся в воздух 16 августа 1961г. и после успешных летных испытаний был запущен в серийное производство.
Первый вертолет, обозначенный UH-1D, был поставлен 9 августа 1963г. Силовой установкой машин этого типа был турбовальный двигатель
Avco Lycoming T53-L-11 мощностью на валу 820кВт; стандартный запас топлива, составлявший 832 литра, мог дополняться двумя внутренними вспомогательными
топливными баками, в результате чего максимальный топливный запас увеличивался до 1968 литров.
Широкомасштабное производство вертолетов UH-1D было развернуто как для армии США, так и для вооруженных сил других стран;
352 вертолета были построены по лицензии фирмой Dornier в Западной Германии.
За вертолетом UH-1D был запущен в серийное производство идентичный ему UH-1H с двигателем Avco Lycoming T53-L-13 мощностью на валу 1044кВт.
Поставка вертолетов UH-1H в армию США началась с сентября 1967 года, и этот вариант оказался последним в серийном производстве.
Армия США намеревается сохранить базовый вертолет UH-1H в широкомасштабной эксплуатации до начала XXI века.
В связи с таким намерением существующий парк вертолетов UH-1H можно рассматривать как объект программы усовершенствований,
согласно которой должно быть добавлено современное оборудование и снаряжение.

*********************************************************************************************************************************************************
Варианты :

- UH-1D "Huey" — многоцелевые вертолеты для армии США с увеличенным диаметром несущего винта до 14.63м и хордой лопастей 0.533м и
  большими размерами фюзеляжа и кабины (2.59 х 2.39 х 1.47м), в которой размещались два летчика и 10-12 солдат или
  6 раненых на носилках с двумя сопровождающими санитарами. Вертолеты были снабжены одним ГТД T53-L-11 взлетной мощностью 810кВт;
  производились в 1963-1968гг. фирмой Bell, построившей 2430 вертолетов UH-1D, а также по лицензии в Германии фирмой Dornier, построившей 352 вертолета.

- UH-1H - многоцелевой вертолет для армии США с одним ГТД T53-L-13 взлетной мощностью 1030кВт. При одном летчике может перевозить до 15 солдат.
  Серийное производство началось в 1967 году и продолжалось до 1980 года, построено 5064 вертолета для армии США,
  а вместе с вертолетами UH-1D около 8050 вертолетов по программе общей стоимостью около 4.2 млрд долларов,
  кроме того, 1317 вертолетов экспортировано в различные страны до 1985 г.
  В 1985-1987гг. поставлено 55 вертолетов для Турции,
  позже 118 вертолетов для армии Тайваня.
  Предполагается, что в армии США сохранятся в эксплуатации до 2000г. около 2700 усовершенствованных вертолетов UH-1НР, на которых будут установлены новые двигатели и оборудование;

- UH-1V - санитарный вариант, в который переоборудуются 220 вертолетов UH-1H; снабжены усовершенствованным оборудованием и спасательной лебедкой;

- ЕН-1Н - вертолет радиоэлектронного противодействия; в 1981г. поставлены три вертолета ЕН-1Н и позже еще семь для оценочных испытаний.
  Оснащен станциями радиоперехвата и пеленгования AN/ALQ-151 и радиоэлектронного подавления AN/TLQ-27, входящими в вертолетный комплекс "Quick Fix" 1B;

- Bell 205А — гражданский вариант вертолета UH-1H; построено фирмой Bell 558 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой Agusta,
  построившей 574 вертолета АВ-205, и в Японии фирмой Fuji, построившей 135 вертолетов;

- Bell 208 "Twindelta" - демонстрационный вариант вертолета с двумя ГТД Continental Т72-Т-2 взлетной мощностью 1050кВт и несущим винтом вертолета UH-1D
  совершил первый полет в 1965 году;

- Bell 215 "Hueytag" - демонстрационный вариант вертолета с одним ГТД T55-L-7 взлетной мощностью 1950кВт, ограниченной системой трансмиссии до 1480кВт,
  несущим винтом диаметром 15.24м и лопастями с хордой 0.686м с сужающимися законцовками, снабжен системой уменьшения уровня вибраций.
  Совершил первый полет в 1968 году, предлагался в качестве вертолета-крана грузоподъемностью около 3000кг при максимальной взлетной массе 6950кг и статическом потолке 1220м.

КОНСТРУКЦИЯ.
- Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, одним или двумя ГТД и лыжным шасси.
- Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, состоит из двухместной кабины экипажа, грузовой кабины и хвостовой балки с отогнутой вверх концевой балкой
  с рулевым винтом и стабилизатором.
- Обшивка выполнена из стеклопластиковых панелей с сотовым заполнителем. Предусмотрено бронирование ответственных элементов конструкции.
- Кабина экипажа рассчитана на двух летчиков, которые размещаются на бронированных сиденьях.
- Доступ в кабину экипажа осуществляется через две открывающиеся на шарнирах двери, которые могут сбрасываться в полете.
  На вертолете UH-1H в транспортном варианте в грузовой кабине шириной 2.34м, высотой 1.25м и объемом 6.23м3 можно разместить до 14 десантников на сиденьях повышенной прочности
  или грузы массой 1760кг; в санитарном варианте в кабине устанавливаются 6 носилок и сиденья для двух сопровождающих. Доступ в кабину обеспечивается
  через две большие сдвижные двери размерами 2.34 х 1.24м с каждой стороны фюзеляжа для обеспечения быстрой загрузки и выгрузки. Перед сдвижными дверями имеются шарнирно укрепленные створки,
  которые могут сбрасываться в полете; сдвижные двери имеют аварийные люки. В полу кабины предусмотрен 51 узел крепления сидений, носилок, лебедки и специального оборудования.
  За кабиной предусмотрен багажный отсек для размещения груза массой 160кг. Кабина снабжена системой вентиляции принудительного типа.
  С нижней стороны фюзеляжа предусмотрены 13 узлов крепления груза и грузовой крюк. Возможна перевозка на тросе под фюзеляжем различных грузов массой до 1360кг,
  в том числе легких военных автомобилей и самоходных орудий.
- Несущий винт двухлопастный на универсальном шарнире, с конструктивным углом конусности 3°.
  Втулка выполнена из стали и легких сплавов, сверху втулки установлен стабилизирующий стержень, включенный в цепь управления шагом лопастей.
  Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлялись из алюминиевых сплавов со штампованным лонжероном и секциями, позже из композиционных материалов с накладками из полиуретана и нержавеющей стали вдоль носка.
  Хорда лопасти 0.381м (UH-1A), 0.533м (UH-1B) и 0.686 м (UH-1E).
- Тормоз несущего винта стандартного типа.
- Рулевой винт диаметром 2.59м, двухлопастный, цельнометаллический с общим горизонтальным шарниром.
  Лопасти прямоугольной формы в плане, взаимозаменяемые. Хорда лопасти 0.213м.
- Оперение состоит из управляемого стабилизатора и киля, служащего пилоном рулевого винта.
  Стабилизатор размахом 2.59м прямоугольной формы в плане. Отклонение стабилизатора синхронизировано с продольным управлением для увеличения диапазона центровок.
  Киль снабжен хвостовой опорой.
- Силовая установка состоит из одного ГТД, установленного за валом несущего винта в обтекателе с боковыми воздухозаборниками.
  Смазка двигателей и общего редуктора осуществляется с помощью трех автономных систем.
  В двухдвигательных вариантах спаренные ГТД установлены рядом за валом несущего винта в общем обтекателе
  и имеют отдельные боковые воздухозаборники и общий редуктор. Каждый двигатель имеет независимую маслосистему, автоматическую систему управления и ограничения крутящего момента.
- Топливная система состоит из двух взаимосвязанных магистралей с двумя электронасосами и пятью самоуплотняющимися топливными баками повышенной прочности общей емкостью 850л.
  Три бака установлены в задней части кабины, два бака — под полом грузовой кабины. Два дополнительных топливных бака емкостью 568л устанавливаются в перегоночном варианте.
  Заправка топливом через единую горловину с правой стороны фюзеляжа.
- Трансмиссия включает главный редуктор, редуктор двигателя, редуктор привода рулевого винта и соединительные валы.
  Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 1030кВт.
- Шасси лыжного типа усиленной конструкции, для передвижения по земле используются съемные спаренные колеса.
  Колея шасси 2.6м. Может устанавливаться поплавковое шасси.
- Система управления стандартного типа.
  Управление общим и циклическим шагом винтов бустерное с жесткой проводкой. Две параллельные гидравлические системы являются полностью автономными.
  Предусмотрена установка в кабине органов управления для второго летчика.
- Электросистема стандартного типа. Цепь постоянного тока включает два стартер-генератора (50В, 300А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею (34 А*ч).
  В цепи переменного тока имеются три однофазных преобразователя переменного тока (250ВА) на полупроводниковых элементах.
  Установлена посадочная фара и предусмотрена установка поисковой фары.
- Электронное оборудование может включать стандартные пилотажно-навигационные системы, систему опознавания, радиовысотомер, KB и УКВ системы связи с координированием передач,
  автоматический радиокомпас, дальномерную аппаратуру, доплеровскую РЛС и автоматическую систему управления полетом по четырем каналам.
- Дополнительное оборудование: лебедка для спасательных работ грузоподъемностью 270кг, крюк для подвески грузов массой 2230кг, амортизатор подвески груза, комплект из шести носилок.
- Вооружение. В военных вариантах предусматривается возможность подвешивания различных видов оружия
  - двух пушек калибром 20мм,
  - 4-8 ПТУР "Toy",
  - двух пусковых установок в контейнерах по 19 НАР калибром 70мм,
  - двух пулеметов калибром 12.7мм в контейнерах,
  - четырех ракет класса "воздух-воздух" или четырех ракет класса "воздух—поверхность" типа "Си Скьюа" для атаки надводных кораблей,
  - в противолодочном варианте вооружение состоит из двух противолодочных торпед или глубинных бомб.

На вертолетах Белл "Ирокез" и "Хью" в 1964-1965 годах был установлен 21 международный рекорд,
в том числе скорости по прямой на базе 3км и 15-25км и по замкнутому маршруту 100, 500 и 1000км,
а также скороподъемности и дальности по прямой и замкнутому маршруту.
Характеристика вертолета Bell Model 205/UH-1H

Силовая установка: 1 x ТВД Avco Lycoming T53-L-13 мощностью 1044кВт,
диаметр несущего винта: 14.63м, длина с вращающимися винтами: 17.62м,
взлетный вес: 4309кг, вес пустого: 2363кг, максимальная скорость: 204км/ч,
скороподъемность: 9.15м/с,
динамический потолок: 3840м,
дальность полета с максимальным запасом топлива: 510км

***************************************************************************************************************************************************
Эксплуатация и боевое применение
 
Рядовой "Воздушной кавалерии"
 
"Ирокез" можно считать одним из сим­волов войны во Вьетнаме. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты,
сфор­мированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла зада­ча изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов
по наземным целям и сопровождения транспорт­ных вертолетов. Через год роту перебро­сили в Таиланд, где она приняла учас­тие в маневрах блока SEATO,
а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый бое­вой вылет на эскортирование транспорт­ных вертолетов СН-21 "ирокезы"
выполнили 3 августа. В ноябре подразделение пополнилось 11 UH-1B.
5 января 1963 г. рота потеряла пер­вую машину. В операции по высадке де­санта в деревне Ап Бак принимали уча­стие десять СН-21 и пять вооруженных "хью".
Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южно­вьетнамскую пехоту. Первая волна дос­тигла зоны высадки и разгрузилась без помех.
Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на пол­тора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепят­ственно.
Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины по­лучили прямые попадания пуль. У одно­го "Ирокеза"
отстрелили лопасть несуще­го винта; он разбился, экипаж погиб. Один поврежденный СН-21 совершил вынужденную посадку. Чтобы забрать его экипаж,
рядом с ним приземлился другой транспортник, поскольку взлететь изрешеченная пулями машина уже не смогла.
"Ирокезы" с июня 1963 г. стали посту­пать на вооружение легких аэромобиль­ных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод
огневой поддержки. В такую роту преобразовали и то подразделение "ирокезов", которое первым прибыло во Вьетнам. Оно сменило несколько номе­ров, пока не
стало 334-й ротой. Эта рота, пожалуй, прославилась больше остальных. Помните фильм "Апокалип­сис сегодня" — атаку вертолетов под "Полет валькирий" Вагнера?
На винто­крылых машинах красовались скрещен­ные сабли — эмблема штабного взвода 334-й роты.
В конце 1963 г. удалось отработать тактическую схему использования "иро­кезов", получившую название "Игл флайт" — "Полет орлов".
Группа "орлов" состояла из самолета управления, пяти вооруженных "кобр" и семи транспорт­ных "ирокезов" с десантом на борту
(вариант — четыре и шесть соответствен­но). Еще один невооруженный UH-1 ис­пользовался в качестве санитарного. Группа работала "по вызову",
базируясь на передовых площадках. Эта схема поз­волила сильно уменьшить время реа­гирования на опасную ситуацию. К но­ябрю 1964 г. все вертолетные роты
ар­мейской авиации США в Индокитае дей­ствовали подобным образом.
Винтокрылых машин становилось все больше, а вертолетные подразделения делались все крупнее. В сентябре 1965 г. во Вьетнаме появились солдаты из 10-й пехотной дивизии,
в которой насчиты­валось 108 вертолетов, большей частью типа UH-1. Порядка сотни их имелось в авиационной бригаде 101-й воздушно-десантной дивизии.
Согласно планам командования, каждой пехотной брига­де армии США и Южного Вьетнама долж­на была быть придана вертолетная рота. На практике дивизии придавался
вертолетный батальон, независимо от количества рот в нем.
Широкую известность получили эскадрильи "воздушной кавалерии".
В эскадрилью входило три взвода: разведы­вательный, огневой поддержки и транс­портный.
На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1 В, а третий летал на UH-1 D.
Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в еди­ных боевых порядках. Порой разведчики выступали в качестве приманки, провоцируя огонь
с земли, затем по выявленным огневым точкам наносили удар "кобры".
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г.
Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых "ирокезов". При этом больше всего пробоин имелось в средних частях
фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.
Проблемы с летным составом пре­следовали американцев всю войну. Укомплектованность рот летчиками на 90% считалась исключительно высоким показателем.
Пилоту UH-1 пола­галось проводить в воздухе не более 150 ч в месяц, на практике получалось по 190 — 200 ч. Качество пополнения из Штатов также вызывало
нарекание командиров с боевым опытом: "Парням по 19 лет, это — полные идиоты!" "Идиота" перед боевым вылетом старались "покатать" на вертолете над Вьетнамом
хотя бы 25 часов, однако боевым мог стать любой вылет — обстрелять вертолет вьетконговцы могли и на взлете.
Численность вертолетов, действовав­ших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних "ирокезов" там насчитывалось порядка 300
(из них примерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только "ирокезов" больше, чем состояло на вооружении армий всех
остальных государств мира — порядка 2500! Столь масштабное наращивание техники во Вьетнаме крайне отрицательно сказалось на экспорте.
Дело было не в самих вертолетах, а в двигателях Т53. Промышленность не успевала поставлять их во Вьетнам, не говоря уж о контрактах с ФРГ. Тем временем,
куски пирога от мирового рынка средних транспортных вертолетов потихоньку откусывали французы. Международный успех вертолета "Алуэтт" III стал возможен
исключительно благодаря тому, что американская армия, а вместе с ней и промышленность США прочно завязли в Индокитае.
 
**********************************************************************************************************************************************
Аэромобильная дивизия
 
Война во Вьетнаме — вертолетная война! Логично, что американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод — рота)
к формированию вертолетной дивизии. Проводником идеи создания аэромобильного соединения, равноценного по численности армейской пехотной дивизии,
выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 г. он предложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты.
Генерал сумел заразить своими идеями министра обороны Р. Макнамару. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушноштурмовой дивизии и
приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады.
Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах.
На вооружении эскадрильи "воздушной кавалерии" полагалось иметь:
- 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, во­оруженных ПТУР SS.11)
- 18 транспорт­ных UH-1D.
- В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, во­оруженных неуправляемыми ракетами.
- Всем штабным подразделениям, начи­ная с уровня роты или батареи, полага­лось иметь по два "ирокеза", предназна­ченных для перевозки офицеров.
- Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота "следопытов". До­ставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B.
- Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооружен­ных UH-1B и 60 транспортных UH-1D.
  В отличие от вертолетов эскадрона "воз­душной кавалерии", UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения
  транспортных машин и окончательной зачистки района высадки.
- Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной тех­ники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D.

Воздушно-штурмовая дивизия созда­валась как прообраз современных сил быстрого реагирования. Она должна была в кратчайшее время начать боевые действия в любом регионе
мира — от Аляски до Западной Европы. 10-я авиа­ционная транспортная бригада имела, главным образом, вертолеты СН-47 "Чи­нук". "Ирокезы" в ней играли второстепенную роль,
в то время как в 11-й воз­душно-штурмовой дивизии они были ос­новными.
Отработка тактики действий аэромо­бильных подразделений началась баталь­онными учениями, проходившими осенью 1963 г. на полигоне Стюарт. В начале 1965 г.
формирование дивизии было приостановлено, но вскоре возобновлено. Теперь она именовалась 1-й аэромобильной, но штат практически не изменился.
Первые ее подразделения прибыли во Вьетнам 28 августа 1965 г., полностью же дивизию перебросили к середине сентября. Боевое крещение соединение получило в районе
Центрального нагорья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в перехвате отходивших от Плей Ми к камбоджийской границе подразделений противника.
Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии ДРВ.
С 27 октября по 29 ноября вертолеты совершили более 54 000 вылетов. 59 машин были повреждены зенитным ог­нем, 13 — сбиты. Не все их удалось эвакуировать с мест падения
или вынужденных посадок, а затем отремонтировать. Безвозвратные потери — два вертолета: один сбит в воздухе, второй — уничтожен минометным огнем на земле.
Два "ирокеза" отнесли к небоевым потерям — они столкнулись в воздухе, при этом во­семь человек погибли.
Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспорт­ным в боевых вылетах составляла сна­чала 1:5,
но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.
Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков "Хью":
-  Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации В легко поражались из пулеме­тов, особенно крупнокалиберных (вроде ДШК),
   а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D.
-  Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки:
   — при грубой посадке она от сопри­косновения с землей ломалась,
   - повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах.
- Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем бо­лее, 12.
  В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников.
- Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты броню.
- Часто летчики в боевой обстановке загружали своих "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклинивало двигатель;
  вертолет падал, переворачивался и загорался.
- Еще одной причиной небоевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве.
  Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.

Всего за 11 лет войны в Юго-Восточ­ной Азии вертолеты армии США совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была повреждено 31 000 вертолетов,
но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в
условиях интенсивных боевых действий — 1:18 000.

************************************************************************************************************************
Вертолеты Морской пехоты
 
В свое время командование авиации Корпуса морской пехоты США отказа­лось от вооружения вертолетов. Свои машины они предназначали для поиско­во-спасательных операций. А зачем та­кому вертолету оружие? На самом деле развитие тактики поисково-спасатель­ных операций привело к появлению спе­циальных вооруженных машин. Первые "ирокезы" Корпуса морской пехоты вы­полняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использова­лись так же, как и армейские вертолеты.
Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейской системы ХМ-6, на морских "ирокезах" в комплектах ТК-2 пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели ТАТ-101 с двумя пуле­метами М-60.
Типичная авиационная группа морской пехоты состояла из штурмовиков А-4 "Скайхок", вооруженных UH-1Е, транспорт­ных вертолетов UH-34 и самолета-авиа­наводчика О-1. Часто к "расчистке" места приземления вертолетов наряду со "скайхоками" привлекались "фантомы". Морская пехота использовала винтокры­лые машины достаточно активно, но чис­ленность ее вертолетного парка не шла ни в какое сравнение с армейской авиа­цией: весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Наиболее тяжелые одновременные потери вертоле­ты морской пехоты понесли на земле: 28 октября 1965 г. в результате минометно­го обстрела авиабаз Ча Лай и Марбл-Маунтэйн было уничтожено 17 UH-1E.
 
Речные вертолетоносцы
 
"Ирокезы" во Вьетнаме действовали не только с суши. Базами для них слу­жили также корабли 116-й оперативной группы (TF-116).
Это было соединение речных кораблей, предназначенное для операций в дельте Меконга. Группе при­дали эскадрилью вертолетов.
Десантные корабли переделывались в плавучие базы. На них оборудовались вертолетные площадки, рассчитанные на два "хью", и швартовочные узлы для катеров PBR.
Вертолетная площадка плавбазы ос­нащалась светотехнической системой, обеспечивавшей круглосуточные взлет и посадку. Одна база обеспечивала боевые действия десяти катеров,
двух вертолетов и двух судов на воздушной по­душке.
Вертолеты предоставила армия — восемь UH-1 В, но без экипажей. Пришлось переучивать пилотов спасательной эскадрильи.
Поисковоспасательная эскадрилья, волею судьбы превратившаяся в первую в ВМС США эскадрилью огневой поддержки, подразделялась на четыре звена по два вооруженных UH-1B
в каждой. "Хью" оснащался двумя пулеметами М-60 или автоматическими гранатометами М-79, установленными на шкворнях в проемах сдвижных дверей, четырьмя М-60, неподвижно
установленными по бортам фюзеляжа, и фермами для подвески НАР, противотанковых реактивных гранатометов или контейнеров с напалмом.
Вертолеты и их экипажи были доставлены во Вьетнам морем в августе 1966 г.
Задача перед ними стояла сложная: прикрывать максимально возможный по площади район операций катеров. Звенья пришлось "размазать" по всему югу Вьетнама.
Первый бой "речные вертолеты" провели в октябре. Они приняли участие в трехчасовом сражении американских катеров с сотней вьетнамских джонок и сампанов
на реке Май Тхо. Вертолетчики и катерники совместно потопили около полусотни судов противника. Главной задачей для вертолетов стала работа "по вызову";
в ряде случаев своевременное появление винтокрылых машин позволяло изменить ход боя. Так, в декабре того же года один из катеров попал в засаду;
после обстре­ла на нем сдетонировал боекомплект, и катер потерял ход. Вызванные по радио "ганшипы" потопили 28 сампанов и заставили отойти партизан,
обстреливавших катер с берега. Реже UH-1В привлекались к самостоятельному поиску и уничтожению целей. В особо ответственных операциях вертолеты постоянно
висели над катерами. Постепенно накапливая боевой опыт, совершенствовали тактику взаимодействия. Уже к концу 1966 г. "хью" появлялись в нужном месте всего
через 15 ми­нут после вызова.
Для ночного патрулирования использовались вертолеты "Лайтнинг Баг" — UH-1В с установленными в проемах дверей грузовой кабины семью посадочными фарами
от транспортного самолета С-123. Такая машина летала на патрулирование с парой вооруженных UH-1 В. Обычно один из последних нес пулеметы,
на втором стоял 40-мм автоматический гранатомет. За полгода такие пары уничтожили более тысячи сампанов.
Интересно, что вплоть до апреля 1967 г. эскадрилья огневой поддержки по-прежнему числилась в ВМС как поисково-спасательная НС-1.
Только 1 апреля ее официально узаконили, присвоив обозначение HA(L)-3. В том же году куцее подразделение, имевшее всего восемь вертолетов,
развернули в полноценную эскадрилью со штатом в 22 машины. Технику вновь пришлось заимствовать у армии. Постоянно действовали семь звеньев по два "хью",
остальные находились в резерве или ремонте.
В 1969 г. на вооружение эскадрильи поступили новенькие UH-1C/L. Годом позже в эскадрилье насчитывалось уже 37 вертолетов, появились и новые плавбазы.
Вертолетчики из TF-116 провоевали во Вьетнаме гораздо дольше катерников— официальная дата прекращения боевых операций эскадрильей HA(L)-3 —26 января 1973 г.
На реках Южного Вьетнама воевали и самые маленькие авианесущие корабли в истории — бронированные десантные катера АТСН. В передней части корпуса
стандартного катера АТС устанавливалась специальная площадка, на которую мог "притулиться" UH-1 В. Длина самого вертолета была не намного меньше длины катера.
"Ирокезы" из состава ВВС использовались в Индокитае, главным образом, в интересах сил, проводивших специальные операции. Первые UH-1 F появились в Юго-Восточной Азии
летом 1966 г. на авиабазе Накхон-Фаном в составе 606-й смешанной эскадрильи "коммандос". Официально личный состав занимался подготовкой военнослужащих армии Таиланда
для борьбы с партизанами, а фактически эскадрилья принимала самое непосредственное участие в операциях на территории Таиланда, Лаоса и Вьетнама.
В середине 1967 г. это подразделение расформировали, а "ирокезы" передали в 20-ю вертолетную эскадрилью. Тогда же спецназовские "хью" доработали,
установив броне­спинки на кресла летчиков и бронелисты на нижнем остеклении кабины. Впрочем, листы брони сильно ограничивали обзор вперед-вниз,
поэтому их вскоре сняли. Транспортные вертолеты ВВС по вооружению не отличались от армейских — два пулемета М-60 в проемах дверей грузовой кабины,
а ударные "ганшипы" соответствовали UH-1E авиации морской пехоты; однако, часть машин получила "миниганы". Ударные вертолеты обозначались в ВВС UH-1P.
Летом 1969 г. всю 20-ю эскадрилью полностью перевооружили на UH-1F и UH-1P. В конце 1970 г. туда же поступили первые двухдвигательные UH-1N,
опять в транспортном и ударном вариантах. Обычно диверсионные группы доставляла команда из четырех ударных UH-1P и двух транспортных вертолетов
(типа UH-1F или СН-3) — основного и резервного. Несмотря на крайне опасный характер боевых заданий, эскадрилья несла сравнительно небольшие потери:
за два года (1967 и 1968 гг.) она лишилась всего пяти "ирокезов". Специальные операции продолжались до 1 июля 1970 г., когда вступил в силу запрет на полеты вертолетов
за пределами Южного Вьетнама. В марте 1972 г. эскадрилья отбыла в США.
 
Потери вертолетов UH-1 вооруженных сил США в Индокитае, 1968 — 1973 гг.

                 Армия     ВВС    Корпус морской пехоты
*********************************************************
Боевые потери    1211      13      69
*********************************************************
Другие причины   1379      6       32
*********************************************************
Всего            2900      19      101
*********************************************************

Итого 3020

************************************************************************************************ 
В руках вьетнамцев

Во Вьетнаме на "ирокезах" воевали не только американцы. Режим в Сайгоне получил от США порядка пяти сотен "хью" различных модификаций.
Особенно массовыми были поставки в 1972 — 1973 гг., когда американские войска выводились из Индокитая. В конце 1971 г. на вооружении ВВС Республики Вьетнам
состояло 230 UH-1, а через год — уже 465. До середины 1968 г. основным верто­летом у южновьетнамцев являлся Н-34.
Затем было принято решение о перево­оружении вертолетных подразделений "ирокезами". Из-за проблем с переучи­ванием летного и технического
состава первые боеспособные подразделения UH-1H появились лишь в 1970 г. 
Конец карьеры большинства южно­вьетнамских "хью" оказался печальным— 45 машин перелетели весной 1975 г. в Таиланд, а большинство нашло
свою судьбу на дне морском. Забитые под завязку людьми, они совершали последние полеты по маршруту Сайгон — американские авианосцы.
С палуб кораблей их безжалостно сбрасывали в море, дабы очистить место для посадки следующей партии вертолетов с беженцами.
Несколько десятков "ирокезов" досталось победителям. Первый из них еще за год до победы угнал к партизанам южновьетнамский летчик.
Затем вертолет по "тропе Хо Ши Мина" доставили на север. Захваченные на юге исправные машины поступили на вооружение 917-го смешанного авиационного полка.
Из-за проблем с поддержанием в пригодном к полетам состоянии "ирокезы" прослужили в ДРВ не так уж долго. Один исправный UH-1 был доставлен морем в Советский Союз,
изучен и испытан в НИИ ВВС. Уцелевший UH-1H в настоящее время выставлен в музее Хо Ши Мина в Дананге.

************************************************************************************************
США — наши дни
 
По состоянию на конец 1993 г. в ар­мейской авиации США находилось при­мерно 2650 вертолетов UH-1H.
Со сле­дующего года начался процесс массово­го снятия "ирокезов" с вооружения. Так, только в 1995 г. из подразделений первой линии изъяли 585 машин;
их место заняли вертолеты UH-60 "Блэк Хок". К марту 1998 г. в авиации армии, Национальной гвардии и резерве армейской авиации числилось 907 UH-1 различных модификаций,
из них в постоянной эксплуатации находилось всего 284. Несколько десятков вертолетов продолжают летать в подразделениях, обслуживающих полигоны и штабы.
Несколько машин переоборудовали в беспилотные мишени.
31 марта 1998 г. командование армии США приняло решение прекратить полеты всех состоящих на вооружении "ирокезов".
С ноября 1996 г. по март 1998 г. было зафиксировано 22 летных происшествия, причиной которых являлась сильная вибрация двигателей,
приводившая к раскачке вертолетов в полете. К счастью, ни экипажи, ни их машины ни разу серьезно не пострадали.
Временным решением проблемы стала установка на поврежденные редукторы специального защитного покрытия из полимеров, способного демпфировать колебания.
Это позволило продолжить эксплуатацию части техники, не имевшей существенных повреждений от усталостных напряжений.
В середине 1990-х гг. пограничной охране передали пять вертолетов UH-1Н. Формально они сохранили принадлежность к армейской авиации.
Эти машины прошли модернизацию, на них установили двигатели Т800, РЛС, систему ночного видения и прожектор.
На вооружении морской авиации в настоящее время остается всего несколько поисковоспасательных вертолетов UН-1 N.
Зато значительное количество "ирокезов" сохранилось в авиации морской пехоты.
Все эскадрильи Корпуса имеют по девять UH-1N и по 18 боевых AH-1W "Супер Кобра". Они базируются в самих США, на Окинаве, а также на десантных кораблях.
Чаще всего на борту такого корабля находится три вертолета и шесть-семь летчиков.
Основные задачи UH-1N — обеспечение действий боевых вертолетов, непосредственная поддержка наземных войск, координация воздушных и наземных сил в ходе проведения десантных операций.
В ВВС сейчас осталось всего четыре вертолета UH-1 N. Они обслуживают штабы 1-го тактического истребительного авиакрыла и 9-й воздушной армии.