Опыт последних воскресных игр показал, что многие игроки смутно представляют как пользоваться радиостанцией, не знают основных правил ведения радиообмена.
В связи с этим, думаю, не лишним будет кратко ознакомится с основами ведения радиообмена.
Итак,
1. Любое сообщение должно содержать ваш позывной, включая сообщение об окончании связи.
2. Между окончанием «чужого» сообщения и началом вашего необходимо делать паузу минимум три секунды, вне зависимости от того на сколько срочно необходимо передать информацию.
3. Категорически запрещается пытаться перебить чужую передачу: если канал связи занят он будет заглушен вашей передачей.
4. Запрещается без крайней необходимости вклиниваться в чужой разговор.
5. Запрещается отвечать на вызов, адресованный не вам. Если вам нужен абонент, который в настоящий момент вызвает кого-то другого, подождите окончания его диалога с другим абонентом или убедитесь в отсутствии ответа на вызов, подождав не менее 15 секунд, и только после этого вызывайте его.
6. Запрещается выходить в эфир под чужим позывным.
Порядок ведения связи. Вызов и ответ на вызов
Для вызова абонента необходимо нажать кнопку передачи, подождать одну секунду, дважды повторить позывной вызываемого абонента, назвать свой позывной, сказать «приём», отпустить кнопку передачи.
Пример: «Семьдесят третий, семьдесят третий, ответь пятьдесят пятому, прием» или кратко «семьдесят третий – пятьдесят пятому»
Ожидание после нажатия кнопки передачи необходимо потому, что большинство радиостанций переходят в режим передачи с небольшой задержкой, что приводит к потере первых слов вашего сообщения.
Двойной повтор позывного вызываемого абонента необходим по причине того, что непрофессиональному радисту не всегда просто уловить в эфире свой позывной сразу.
Для ответа на вызов необходимо дождаться окончания передачи вызывающего абонента, подождать, нажать кнопку передачи, подождать одну секунду сообщить свой позывной, сказать «на связи», отпустить кнопку передачи и ждать сообщения вызывающего абонента.
Пример: «семьдесят третий на связи».
После ответа на вызов нажмите кнопку передачи, подождите одну секунду, сообщите текст своего сообщения, по окончании сообщения скажите «прием», отпустите кнопку передачи.
Пример: «комплект правил принесут тебе примерно через час, прием».
После приема сообщения необходимо или ответить на сообщение, или подтвердить прием информации и окончание связи словами «вас понял, конец связи».
Специальные и нештатные случаи
Не принят позывной вызываемого абонента
Если вы услышали свой позывной, но не расслышали позывной вызывающего вас абонента, необходимо нажать кнопку передачи, подождать одну секунду, сообщить свой позывной, сказать «на связи, повторите вызов». В ответ на это необходимо снова повторить вызов абонента.
Пример: «Сорок девятый на связи, не расслышал позывные, повторите вызов». – «Сорок девятый, сорок девятый, ответь восемьдесят шестому».
Вы не уверены, что вызывали именно вас
Если вы услышали позывной, похожий на ваш, но не уверены, вас это или не вас вызывают, ОБЯЗАТЕЛЬНО подождите 5–10 секунд и действуйте по инструкции в предыдущем пункте.
Передача экстренного сообщения.Если канал занят чьей-то беседой, а вам надо передать экстренное сообщение, воспользуйтесь технической командой Break (брейк).
Порядок использования: дождавшись паузы между окончанием одной передачи и началом другой, нажмите на передачу и быстро скажите «брейк, брейк» и свой позывной, после чего отпустите кнопку передачи и ждите вызова вас в эфир.
Представляется необходимымв условиях огневого контакта вывод в эфир сообщений общего характера, не адресованных конкретному лицу. В таком случае необходимо назвать свой позывной, сказать «всем», произнести сообщение.
Пример: Пятьдесят пятый, всем, противник занял первый этаж.
Cписок общепринятых сокращений
Break (брейк) – передается в паузах между передачами при желании вклиниться в разговор.
QRX (ку эр икс) – требование помолчать до тех пор, пока вас не вызовут.
RTFM (эр тэ эф эм) – читайте правила, там все написано (Read The F...ing Manual).
Спецсигналы и позывные
Каждая станция имеет свой позывной либо каждый участник радиообмена имеет свой позывной.
Также спецсловами могут быть помечены игровые локации (Точка 100 – мертвятник) и действия (Сигнал 10 – несчастный случай, требуется немедленная медицинская помощь. Сигнал 20 – конфликт с местными жителями, милицией, сигнал 19-20 – объект поднялся вверх, сигнал 20-19 – объект спустился в низ и т.д.).
Считаю необходимым придерживаться данных правил при радиообмене.